yucca: (Default)
[personal profile] yucca
А тут уже, оказывается, страсти кипят.

Любопытно, откуда в нас такое трепетное отношение к еде? Вроде бы тех, кто всерьез голодал, уже почти не осталось. Более или менее разнообразную еду в Союзе было, конечно, трудно достать, особенно за пределами столиц, и деньги на это не всегда были, но ведь и ко многому другому это тоже относится. Носки кто-нибудь из присутствующих еще штопает? А набойки на туфли ставит? А кто-нибудь задумывается дважды перед тем, как выбросить в мусор одноразовую тарелку, купленную на свои кровные, тяжелым трудом заработанные? Или перед тем как под душем полчаса нежиться, вспоминает, как горячую воду давали кое-где два раза в день на полчаса, а иногда и холодную отключали?

Голод, конечно, не то что дефицит носков, но все же откуда такое эмоциональное отношение при отсутствии личного опыта? Рассказы бабушек про блокаду? Литература? Школьная пропаганда?

В каждой культуре, наверно, есть некоторый набор условностей, которые играют непомерно большую роль в оценке незнакомцев, хотя к реальным этическим критериям не имеют отношения, или, вернее, имеют только в точно определенном контексте. То есть некоторые нарушения "хороших манер" можно простить и списать на незнание обычаев, а какие-то вызывают непосредственную эмоциональную реакцию, даже когда контекст совершенно лишает их какой-либо аморальности. На первом месте среди выходцев из СССР стоит, вероятно, "стукачество". Недостаточно уважительное отношение к еде, я полагаю, можно добавить в коллекцию. Еще примеры?

P.S. Я тоже, между прочим, рычу на ребенка, когда он откусит один кусок и отпихивает тарелку. Но ему на это глубоко наплевать.

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com
В Питере блокадный опыт передавался на каком-то базовом досознательном уровне. А в 90-91 многие застали такой суровый дефицит еды. Дети (свои и знакомых), между прочим, на некоторое время стали просто неузнаваемы -- никаких капризов, никаких воплей про жилы в мясе и прочее, тарелки за ними оставались сияюще чистыми. Мое сердце в свое время дрогнуло, когда сын стал приносить из школы в салфеточке свои "горячие завтраки", чтобы нас подкормить.

(no subject)

Date: 2006-06-09 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Я бы подумала, что этот эффект старше 90-х, но интересно, что уже несколько человек этот период упомянули. удивительно, что все это прошло как-то мимо меня. Талоны на сахар помню, а ужасов совершенно нет. Это Москва или это вытеснение?

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lena-shagina.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marinache.livejournal.com - Date: 2006-06-10 09:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] karial.livejournal.com
Мне кажется, кто хоть раз с блокадником пообщался или на кладбище в Ленинграде сходил - достаточно. У меня есть подчиненная. Американка, успешная журналистка в прошлом, нынче начальник отдела по маркетингу - весьма преуспевающая в материальном отношении дама. Никаких русских кровей или европейских родителей... Так у нее началось такое же отношение к еде после чтения книги про ленинградскую блокаду.

Описанная история отвратительна тем, что так ведут себя люди, которые в силу своего беженского статуса должны были бы ценить наличие материальных благ, а не вести себя по-свински.

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:21 pm (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
Описанная история отвратительна... не знаю. Не отвратительна ничем. А описание этой истории отвратительно тем, что описывающий прекрасно понимает, фонтан каких тщательно подавляемых мизантропических эмоций он сейчас легально откроет.

Игры многотысячников, блин.

(no subject)

From: [identity profile] karial.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sowa.livejournal.com - Date: 2006-06-09 08:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:25 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
А почему они должны ценить то, что сваливается им на голову бесплатно и в неограниченном количестве? Вот представь себе человека, который идет по пустыне, умирая от жажды, и вдруг выходит к полноводной реке. И что, он будет все еще стараться пить, не расплескав ни капли? Небось еще и искупается.

"Вести себя по-свински" - это чисто культурное понятие. К людям, только что приехавшим из совершенно другого мира, оно не может относиться. За их поведение отвечают те, кто их принимает. Если беженцы не знают, какие правила поведения приняты в Европе, а ирландцы не нашли времени, чтоб их обучить , то виноваты последние.

(no subject)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-09 06:44 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] karial.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-09 08:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2006-06-09 08:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-09 08:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2006-06-09 10:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2006-06-09 10:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com - Date: 2006-06-09 11:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2006-06-09 11:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
Да. У меня бабушка с дедушкой умерли в блокаду. И я не могу еду выбрасывать. Неиспорченную, конечно. Стараюсь покупать и готовить столько, сколько съедим.

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] orphanka.livejournal.com
Не блокада, конечно, но свой личный опыт таки имею.
Правда, меня и тарелки одноразовые из душевного равновесия выводят и набойки я ставлю.

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:33 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Я, в общем, тоже терпеть не могу выбрасывать вещи. Но это другое.

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] taki-net.livejournal.com
"Не верю". В смысле - в искренность носителей страстей.

Напиши Девушка с Тюленем пост про то, что гнусные западные люди тесто от пирога не едят, ибо некультурные - было бы 10 комментов. А тут - такая легальная возможность поныть, что "разноцветные достали".

(no subject)

Date: 2006-06-09 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Я не думаю, что она рассчитывала на такую реакцию.

(no subject)

From: [identity profile] taki-net.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] duchifat.livejournal.com
я думаю, что это один из примеров тех мифов, которые русские создают о себе.

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] yelya.livejournal.com
Eh, mnye by Timiny problemy... :)

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] duchifat.livejournal.com
Или перед тем как под душем полчаса нежиться, вспоминает, как горячую воду давали кое-где два раза в день на полчаса, а иногда и холодную отключали?

Интересно, я когда собирарлся в Америку (10 лет назад) читал всякие официельные (одобренные Госдепартаментом) объяснения, как устроена жизнь в Америке. В одной из брошюр, предназначенных для студентов, прибывающих в Америку по обмену и живущих в семьях (это не мой случай, но я ее тоже читал) было сказано, в частности, что

1) Вода в Америке очень дорогая, особенно в западных штатах. Поетому многие американцы, принимая душ, сначала споласкиваются, потом для экономии выключают воду и намыливаются, потом снова включают и смывают.

2) Междугородный телефон в Америке дорогой, и считается среди американцев роскошью. Никогда не звоните в другой город не попросив разрешения. Международные переговоры ОЧЕНь дорогие, пятиминутный разговор с Pоссией стоит около 20 долларов.

Если второй пункт, видимо, устарел (так было 15 лет назад), то первый озадачивает меня и сегодня - есть такое в Америке или нет?

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:41 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Что-то не слышала. Воду, впрочем, у нас всячески призывают экономить, поскольку места засушливые. Но все-таки основная вода идет не на душ, а на поливку газонов.

(no subject)

Date: 2006-06-09 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
Вода в Америке очень дорогая, особенно в западных штатах. Поетому многие американцы, принимая душ, сначала споласкиваются, потом для экономии выключают воду и намыливаются, потом снова включают и смывают.
Я не в Америке, но с некоторых пор так и делаю. У нас 1 кубометр стОит 3 евро. Если не экономить, тратим 1 кубометр в сутки на четверых. А так -- 0,6. Опять же для окружающей среды так лучше. Не только для кошелька. На самом деле пока мылишься, никому не нужна струя воды. И к слову сказать, выключив воду, безжалостно тру себя мочалкой, так что получается гораздо результативнее.

(no subject)

From: [identity profile] a-zilber.livejournal.com - Date: 2006-06-12 01:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2006-06-12 01:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-zilber.livejournal.com - Date: 2006-06-12 01:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2006-06-12 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] morgulis.livejournal.com
Ой, а я тоже, случается, краешек пиццы выбрасываю, и с бургера верхнюю шляпку хлебную не ем, и в ресторации не прошу с собой завернуть... И в то же время с домашними воюю, жлоб этакий, из-за невыключенного света и особенно из-за оставленного в пустой комнате работающего кондиционера.

В фильме "Приходите завтра" был эпизод, помните, как Фрося еду хотела забрать, а скульптор ее пристыдил?

А в Европе умываются, заткнув умывальник пробкой...

Думаю, что к еде просто остались остатки религиозного отношения, как к предмету сакральному. А так все люди, перешедшие в состояние достатка, немного транжиры.

(no subject)

Date: 2006-06-09 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com
А в Европе умываются, заткнув умывальник пробкой...
Нет, так не моются, но посуду так моют.

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2006-06-09 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2006-06-09 09:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-zilber.livejournal.com - Date: 2006-06-12 01:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] dp.livejournal.com
Голод, вплоть до дистрофии, до недавних пор случался - в российской армии. Если помните, было громкое дело о погибших матросах, служивших на острове Русский. Это 1993 год.
20 с гаком лет назад, когда я служил в СА, голодать всерьез не довелось, но вот постоянное недоедание запомнилось вполне.

(no subject)

Date: 2006-06-09 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Да, это мне не пришло в голову. Мрачно.

(no subject)

From: [identity profile] jingle-belle.livejournal.com - Date: 2006-06-09 09:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cema.livejournal.com - Date: 2006-06-09 10:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dp.livejournal.com - Date: 2006-06-09 10:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] nitsa.livejournal.com
Ну понятно , что ему наплевать . Просто потому что дети не очень восприимчивы к хорошим манерам . Для меня эта история , прежде всего демонстрация наплевательского отношения к тем самым хорошим манерам , которые в моем понимании совсем не есть что - то лишнее .
Я ни за что не стала бы штопать носки , ни за что не стала бы мыть одноразовые тарелки , иначе кой черт они мне нужны . Обычные мыть проще и приятнее , если уж на то пошло . Но когда у ребенка (он тогда был маленький ) порвались очень любимые нами обоими носки и купить такие же было негде (они были привезены из Европы) , я расстроилась .
И когда подруга у меня сидела с маленьким ребенком , которому понравилась идея пить из одноразовых стаканчиков и он подходил к "бочке" в минеральной водой , наливали полный стакан , делал два глотка , оставлял стакан и бежал в гостинную на несколько минут , после чего возвращался , брал новый стакан , снова наливал его , делал два глотка , и убегал . Игнорируя предыдущий. При полном попустительстве мамы. На третьем стакане я его тормознула .
А еще помню , как на заре нашего знакомства , муж налил себе полный стакан молока , сделал два глотка и остальное вылил в раковину . Меня это возмутило . Впрочем , если бы он взял новенький блокнот , вырвал из него листок , а затем выбросил его в мусор , меня бы это тоже возмутило. Не потому , что еда . Я просто честно не понимаю , зачем , если можно взять ровно столько , сколько тебе нужно . Будь то еда или что - то другое .

(no subject)

Date: 2006-06-09 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Я точно так же отношусь к этому. Но с едой все же это на другом уровне восприятия, мне кажется. Не у всех, но у многих.

(no subject)

From: [identity profile] anna-tw.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] anna-tw.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] chenikh.livejournal.com
Во-первых, Великая Отечественная. Моя бабушка, конечно, не блокадница, но про то, как они голодали и ели жмых, лебеду и картофельные очистки, я отлично знаю. И вижу, как она до сих пор сушит сухари, которые в доме никто не ест, и носится с просроченной едой, никак не желая отправлять ее по прямому назначению - в помойку. И генетическая память никуда не девается.

Во-вторых, я, например, из тех, что "дети перестройки". И двухкилометровые очереди за, простите, молоком, и пряники, которые я терпеть не могу, как праздник, и макароны ежедневно в течение нескольких месяцев и прочие-прочие радости тотального дефицита - это мое совсем недавнее прошлое. Не блокадное, да. Никто не голодал, конечно, прямо вот уж так, как в войну, еда - хоть какая-нибудь - была всегда, но тем не менее.

Ну и в-третьих - в-главных - еда - это жизнь. Набойки - нет, тарелки - нет, одежда там, какие-то иные вещи (пусть бы и очень необходимые) - нет. Без еды человек, случается, умирает. Отсюда и отношение.

(no subject)

Date: 2006-06-09 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] anna-tw.livejournal.com
почти в унисон :)

Re: Reply to your comment...

From: [identity profile] chenikh.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2006-06-09 07:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] magicmirror.livejournal.com
Еще одно культурное, в добавок к "стукачеству"; есть при другом человеке и не предложить угоститься. Я когда приехала, очень болезненно научилась, что здесь не так.

(no subject)

Date: 2006-06-09 09:03 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Да-да, я тоже это хотела упомянуть, но не смогла толком сформулировать.

(no subject)

From: [identity profile] quichenotte.livejournal.com - Date: 2006-06-09 09:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-09 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] donm.livejournal.com
Вообще-то еда - экзистенциальная ценность, как секс и безопасность. Особое отношение к еде заложено на биологическом уровне. Животные, которые не едят сами или не способны прокормить потомство, вымирают. Так что нет ничего удивительного, если человек трепетно и бережно относится к еде, даже если никогда не голодал. К воде и воздуху отношение действительно другое, видимо, потому, что вода и воздух, как правило, общедоступны, а еда - ресурс ограниченный, за который надо бороться/работать, чтобы выжить.

(no subject)

Date: 2006-06-09 10:06 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Так по ссылкам как раз и описаны два случая, когда к еде кто-то не отнесся трепетно и бережно. В чем же разница между наблюдавшими и наблюдаемыми?

(размышляя)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-10 12:48 am (UTC) - Expand

Re: (размышляя)

From: [identity profile] a-zilber.livejournal.com - Date: 2006-06-12 04:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-12 04:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] a-zilber.livejournal.com - Date: 2006-06-12 05:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-12 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-12 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2006-06-12 05:42 pm (UTC) - Expand

Re: (размышляя)

From: [identity profile] a-zilber.livejournal.com - Date: 2006-06-12 05:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-12 05:35 pm (UTC) - Expand

О! Действительно.

From: [identity profile] orphanka.livejournal.com - Date: 2006-06-10 12:44 am (UTC) - Expand

Re: (размышляя)

From: [identity profile] ygam.livejournal.com - Date: 2006-06-11 07:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2006-06-10 03:58 am (UTC)
From: [identity profile] mtyukanov.livejournal.com
Я лично к еде отношусь очень уважительно, с некоторым маниакальным оттенком. Стараюсь доесть даже полутухлое, меня коробит, когда дети разбрасываются едой и т.п.

Но от этих записей у меня появилось острое желание устроить большой food fight.

(no subject)

Date: 2006-06-30 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] zulfia.livejournal.com
Упс, какую я дискуссию пропустила...
"Вроде бы тех, кто всерьез голодал, уже почти не осталось."

На мой взгляд, необязательно голодать всерьез. Достаточно вырасти в атмосфере "доставания еды", "дефицита еды", на собственной шкуре узнав, что еда с неба не сваливается, что еды может не быть и что очень многие виды еды - являются разносолом, который нужно доставать. И конечно, активная пропаганда - "раньше люди голодали, выбрасывать еду - преступление", "хлеб - наше богатство", "а вот в войну..." и т.д.
Нас было 4 детей, у мамы-учительницы и папы-инженера, голодать - никогда не голодали, даже в талонное время, но... фрукты делили поштучно, чтоб никому обидно не было, хлеб - бывали времена - рассчитывали по кусочкам (это на завтрак, это на обед)и понятия "не хочу есть" в семье не существовало.
Я не говорю, что это хорошо или плохо, но я ненавижу выбрасывать хорошую еду.
И набойки, кстати, ставлю регулярно. Хорошая обувь стоит дорого, да еще ее и покупать надо ехать, время терять - лучше поставить набойки и ходить спокойно:)

(no subject)

Date: 2006-06-30 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Четверо детей - это все же необычно для советского времени. Доставать еду и зарабатывать на нее, конечно, нужно было всем. Но ведь так же доставать нужно было очень многое, от туфель до мебели, и ко всему относились бережно (я вообще все выбрасывать ненавижу), а вот еда в нашей ментальности занимает какое-то особое место.
Page generated Jan. 25th, 2026 09:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios