yucca: (Default)
[personal profile] yucca
Уже далеко не первый раз встречаю это явление - когда русскоязычные эмигранты обижаются, что их спрашивают, откуда они родом, и отвечают что-то типа "я из Калифорнии", хотя по их акценту очевидно, что родились они далеко не в Калифорнии. Спрашивающему, ничего плохого не имеющему в виду, кроме small talk, приходится подыскивать вежливый вариант вопроса "а откуда ваш акцент". Ну или понять, что с ним не хотят обсуждать биографию, и отойти в сторонку. Если надо, чтоб он отошел в сторонку навсегда, для этого лучше всего сработает еще один вариант, только что обнаруженный мной в комментах - "я тут легально, если это вас беспокоит". Люди, которые так себя ведут, обижаются, что вот они давно ассимилировались, а их все еще воспринимают как иностранцев. Хотя на мой взгляд они таки вовсе не ассимилировались, потому что до сих пор не заметили, что американцы непрерывно обсуждают, кто из какого штата, а если вдруг штат окажется тот же самый, то из какого города, улицы и школы. Особенно это заметно в городах типа Болдера, где исконно местных очень мало, и мы, прожившие тут 13 лет, уже практически старожилы. Кроме того, у американцев не принято вести себя враждебно в ответ на невинное любопытство. А если, как сообщает нам пресса, в последние годы в среде молодых американцев наблюдается повышенная чувствительность и обидчивость, то ведь эти эмигранты наверняка первые, кто над этим издевается.

(no subject)

Date: 2015-12-27 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com
Это как это, "откуда родом"? "Where you are from originally"? По мне так это довольно грубый вопрос; и уже сто раз обсосано на интернетах, почему это грубый, ксенофобский вопрос.

В неформальной дружеской обстановке такой вопрос можно задавать, но casually, между делом, это грубый вопрос.

Я из Сан Хосе, я тут уже 13 лет живу, в районе Санта Терезы. Акцент не помеха; мой сосед тут уже лет 30 живет, у него и акцент, и с пониманием английского проблемы; общаемся простыми словами. It's America, нам тут пофиг родословная; ancestry можно обсуждать, но только если обеим сторонам это интересно. Мне это неинтересно. Совсем неинтересно.

С другой стороны, с бывшими жителями Санта Круза я с удовольствием почешу языком про Санта Круз.

(no subject)

Date: 2015-12-27 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Насчет того, почему это грубый вопрос, см. последнее предложение. По мне так это совершенно стандартный small talk. А что неинтересно, так кто же знает про незнакомого человека, что ему интересно. Я могу еще понять, почему родившиеся в Америке китайцы и прочие азиаты обижаются, они-то без акцента говорят, а кто-то по внешнему виду делает неправильное заключение. Но с ростом их числа это пройдет постепенно.

(no subject)

Date: 2015-12-27 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] larisaka.livejournal.com
Все в контексте, конечно же. Я обычно охотно формулирую за собеседника пунт 1 см ниже,когда вижу, что они пытаются как-то более-менее деликатно узнать что со мной не так откуда я, до миллисекунд рассчитано по пунктам, иногда перечисляю только первый, иногда декламирую дальше по списку в зависимости от собеседников и насколько мне хочется поддерживать тему
1. the accent is Russian,
2. I live in New jersey
3. for many years
4. accent will stay with me forever
etc etc
Но да, спрашивать у незнакомых мне бы в голову не пришло, и даже в компании как-то не очень.
Вот недавно был парень по имени Дмитрий на хайке, и я в конце-концов спросила имя русское, греческое или болгарское? оказалось греческое, и мы пообсуждали наш общий алфавит, но мне все равно неудобно и кажется, что я была не совсем права, праздное любопытство нарушило его privacy! Хотя он был вполне с виду готов потрепаться.

(no subject)

From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com - Date: 2015-12-27 06:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vital-sol.livejournal.com - Date: 2016-01-13 08:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2015-12-27 06:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] larisaka.livejournal.com - Date: 2015-12-27 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2015-12-27 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] ny-quant.livejournal.com
Не соглашусь. По-моему, это совершенно невинный и дружественный вопрос (в 99.9% случаев).

Я уже давно перестал на это реагировать. Будучи человеком необщительным, я отвечаю, что "I live in NJ", что предполагает моё понимание истинной сути вопроса и нежелание вдаваться в подробности. Но это мало кого останавливает, и я не обижаюсь.

Скажем, когда едешь на подъёмнике в гору, small talk с соседом совершенно не мешает наслаждаться природой и мерзнуть от холодного ветра.

И да, американцы задают тот же самый вопрос и друг другу. Тут так принято.

(no subject)

Date: 2015-12-27 06:38 pm (UTC)
From: [identity profile] gxachaturov.livejournal.com
IMHO, Если спрашивают -- надо ответить. Точка.

У спрашиваюшего картина мира основана на таких шаблонах. Надо ему помочь, а не рассуждать об этичности вопроса. Если считаешь вопрос не этичным -- не задавай его. Но не подвергай сомнению этику спрашиваюшего.

(no subject)

From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com - Date: 2015-12-27 09:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] gxachaturov.livejournal.com - Date: 2015-12-27 11:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com - Date: 2015-12-28 01:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2015-12-27 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] garret-lab.livejournal.com
Совсем не уверен, но есть у меня такое смутное впечатление (на самонаблюдении основанное преимущественно), что идея small talk отторгалась советским воспитанием на корню. Если это так, то можно придумывать причины и следствия.

(no subject)

Date: 2015-12-27 05:58 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Идея small talk вряд ли может отвергаться, поскольку это просто способ завязать беседу с незнакомым человеком. Другое дело, что интеллигентских детей воспитывали на идее презрения к мещанским разговорам про детей и шмотки, и стремления к кухонным разговорам о высоком ночь напролет под водку.

(no subject)

From: [identity profile] garret-lab.livejournal.com - Date: 2015-12-27 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com - Date: 2015-12-29 03:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2015-12-29 04:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com - Date: 2015-12-29 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2015-12-27 05:35 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2015-12-27 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] aron-turgenev.livejournal.com
От оттенков зависит. Я как-то спросил студентку с испанским именем и фамилией откуда она и получил в ответ: "Я родилась в этой стране". С тех пор спрашиваю: "Где вы школу кончали?"

(no subject)

Date: 2015-12-27 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Еще можно спросить "where did you grow up?"

(no subject)

Date: 2015-12-27 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] lyazzi.livejournal.com

Уже второй пост в ленте, где общественное возмущение этим невинным вопросом зашкаливает. Люди обижаются по настоящему, считают, что спрашивающие подозревают их в недостаточной интегрированности или пособничестве путину. На самом деле это обычный вопрос. Я отвечаю и сама задаю. И русским, и американцам. Находятся общие знакомые, интересы, возможности общения. Кому то хочется общаться с земляком, кто то не хочет общаться с людьми из определенного региона. Все это абсолютно нормально. А народ же ощетинивается и ищет везде подвох.

(no subject)

Date: 2015-12-27 06:14 pm (UTC)
From: [identity profile] pontia.livejournal.com
Я с самого начала отвечала "originaly from russia, but we live in.... now." Лет через 10 после переезда научилась, что нужно в ответ тоже спрашивать что нибудь, а не просто отвечать - так вежливо.

(no subject)

Date: 2015-12-27 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Я примерно то же говорю. Совершенно не обязательно отвечать одним словом.

(no subject)

Date: 2015-12-29 03:49 am (UTC)
From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com
Right... what part of Minnesota are you from? How are things in Minneapolis?

(no subject)

Date: 2015-12-27 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] phyloxena.livejournal.com
По-разному спрашивают, по-разному отвечаем. Бывает, что это просто потрепаться, а бывает, что именно что поставить на место, усомниться в легальности или компетентности. Обычно можно отличить, как вообще все между людьми можно отличить, ориентируясь на контекст и интонацию. Хайтечные коллеги вас обидеть не хотят, а иммиграционного адвоката очень даже хотят. И сантехник, который не разобрал, что я сказала, очень даже имел в виду, что понаехали тут. Бывает, хотя нетипично.

(no subject)

Date: 2015-12-27 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Конечно, почти любой вопрос можно задать оскорбительным тоном.

(no subject)

Date: 2015-12-27 06:56 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
Хоть я не из америки, но скажу - странно вы пишете - что нас, которые не любят это вопрос - это "обижает". Мы в вашем представлении трехлетние дети, что ли?
Я совершенно равнодушна к своему происхождению, так же как и спрашивающие обычно, но просто достает отвечать тысячный раз на один и тот же вопрос. Половина из которых задается в совершенно неподходящей обстановке. Последний раз меня спросили в пиццерии на кассе. Пиццерия недалеко от моего дома. Я заказываю пиццу, а мужик спрашивает - откуда ты? Хотелось ответить - а какое твое собачье дело? К тому же, дальше может начаться приставание "а вот у меня подруга тоже руская, ты не знаешь где ей переночевать можно" и так далее. У адвокатов то же самое, люди думают что земляки должны помогать. В более приличных кругах наверное есть свои заморочки. В общем, когда первые 100 раз спрашивают, это ничего, а потом просто надоедает. Так же как и про погоду впрочем, но про погоду таки легче.

(no subject)

Date: 2015-12-27 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
в пиццерии был конечно тоже понаехавший, араб наверное.
А вот когда шведы скажем в компании представляют - это Хокан, он инженер, это Анна, она редактор. А это Таня - кстати, откуда ты? - А это Таня из россии.

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2015-12-27 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com - Date: 2015-12-29 03:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2015-12-27 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lyazzi.livejournal.com - Date: 2015-12-27 08:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tan-y.livejournal.com - Date: 2015-12-27 08:31 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lyazzi.livejournal.com - Date: 2015-12-27 09:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tan-y.livejournal.com - Date: 2015-12-27 10:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2015-12-27 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] ninazino.livejournal.com
Никогда этот вопрос меня не обижал, ни когда я была совсем начинающей иммигранткой, ни тем более сейчас. Отвечаю, что я оттуда-то (где на момент вопроса жила), originally from Russia. Никогда этот вопрос мне не казался грубым, что в нем грубого?

(no subject)

Date: 2015-12-27 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] aneta.livejournal.com
Меня как-то поставил в тупик вопрос, после "Я из России": "А откуда именно из России?" Пару раз у других москвичей подобное замешательство наблюдала ;)
(хотя это, конечно, немного не в тему этой записи)

(no subject)

Date: 2015-12-28 12:46 am (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Почему у москвичей? тут вроде бы как раз все просто.

(no subject)

Date: 2015-12-27 10:25 pm (UTC)
From: [identity profile] natasha-kob.livejournal.com
С одной стороны, ты совершенно права, с другой - я иногда понимаю этих русскоязычных. Одно дело, когда сосед по самолёту оказывается профессором истории и по одному моему слову "спасибо" загорается интересом и узнаёт акцент. За чем следует 4 часа интересной беседы.

Другое дело, когда на ответ "из России" получаешь весь букет стереотипов, от водки до "когда вы празднуете Рождество?". От "правда, что в Советском Союзе ни у кого не было автомобилей?" до сегодняшней политики "вашего Путина".

Наверно, да, это комплекс, от которого мы ещё не избавились.

(no subject)

Date: 2015-12-28 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
Я подозреваю, что с людьми, которые выдают букет стереотипов, будет примерно так же приятно разговаривать на любую другую тему.

(no subject)

From: [identity profile] natasha-kob.livejournal.com - Date: 2015-12-28 10:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com - Date: 2015-12-29 03:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2015-12-29 04:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] natasha-kob.livejournal.com - Date: 2015-12-29 01:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2015-12-28 03:10 am (UTC)
From: [identity profile] duchifat.livejournal.com
Это очень зависит от нюансов ситуации. На вопрос "как вас зовут" или "вы замужем?" тоже в определенной ситуации могут ответить "какое вам дело?", хотя в другой ситуации это невинные вопросы. :)

(no subject)

Date: 2015-12-28 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] anna-i.livejournal.com
Почему-то все обижаются на кассиров. Можно подумать кассиры - люди второго сорта, раз не их собачье дело и тд. Мне наоборот всегда интересно откуда сами кассиры - у них зачастую ужасно интересные имена. А один раз я покупала кошерную курицу в Trader Joe's и меня кассир спросил не из Израиля ли я. После чего завязалась приятная беседа, оказалось что он из Африки, прожил 10 лет в Израиле, работал там на стройках, и что вообще Израиль лучшее место в мире. А в другой раз моя кошерная курица послужила темой для разговора с кассиршей-мусульманкой, которая сетовала на то, что халяльную курицу трудно найти, поэтому она тоже покупает кошерную. Воспринимать эти вопросы как желание обидеть по-моему просто параноя.

(no subject)

Date: 2015-12-28 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] yucca.livejournal.com
А я каждый раз объясняю кассирам в Трейдер Джо, что столько сыра покупаю вовсе не потому, что у меня гости. Скоро они все меня будут знать в лицо :)

(no subject)

Date: 2015-12-28 05:55 am (UTC)
From: [identity profile] yakov-a-jerkov.livejournal.com
А если, как сообщает нам пресса, в последние годы в среде молодых американцев наблюдается повышенная чувствительность и обидчивость, то ведь эти эмигранты наверняка первые, кто над этим издевается.

Я как раз изначально писал о том, что меня этот вопрос раздражает в комментариях к записям, где высмеивалась эта чувствительность молодых американцев. Тогда мне писали, что это я один такой -- а вон как оно обернулось.

Что касается того, что люди спрашивают без всякого намерения обидеть -- конечно. Но это не значит, что вопрос этот не может быть весьма неприятным. Он таким и есть для меня, в частности, и, по-моему, кассирам, например, полезно было бы об этом знать, чтобы не портить настроение людям, которым они портить настроения не хотят.

Что касается того, что американцы и друг у друга спрашивают. Конечно, спрашивают -- хотя так чтобы кассир спрашивал каждого покупателя откуда он, такого я не видел, и не видел, например, чтобы моего сына хоть раз кассир или еще кто-то спросил об этом.

Во-вторых, не стоит уравнивать региональный американский акцент с акцентом иностранным. Иностранный акцент -- это недостаток, plain and simple. И вопрос "откуда ты", заданный на основании иностранного акцента, является напоминанием об этом недостатке.

Сильный региональный акцент, такой что в телевизоре его сопровождают титрами, впрочем, тоже является недостатком.

(no subject)

Date: 2015-12-29 03:52 am (UTC)
From: [identity profile] juan-gandhi.livejournal.com
Это не баг, это фича.

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2015-12-29 04:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yakov-a-jerkov.livejournal.com - Date: 2015-12-29 05:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yucca.livejournal.com - Date: 2015-12-29 05:50 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yakov-a-jerkov.livejournal.com - Date: 2015-12-31 01:22 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2015-12-28 10:14 am (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Меня если и спрашивают, то "откуда я из России". Шила в мешке не утаишь )
По-моему, у нас народ не обижается на такие вопросы.

(no subject)

Date: 2015-12-28 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kuzjavyj.livejournal.com
А меня знаешь как в Trader Joes недавно спросили? "What other languages do you speak". Я потом, расплатившись, даже постояла немного, осознавая...
Page generated Jan. 27th, 2026 07:30 pm
Powered by Dreamwidth Studios